Thursday, December 24, 2015

Как монахиня стала мамой для чужих детей

О детском доме семейного типа в селе Деменки Кобеляцкого района Полтавской области нам рассказал владыка Василий (Тучапец), Экзарх Харьковский. До тех пор не раз бывала в таких домах - это, как правило, семья, взявшая на воспитание детей из приюта. А здесь детским домом семейного типа занимаются монахини Ордена Святого Викентия. Они основали его и назвали «Милосердие».
Деменки расположились в 20 километрах от районного центра Кобеляки и почти в 100 от Полтавы. Типичное украинское село, где, как кажется на первый взгляд, жизнь остановилась ... Серые здания, покосившиеся заборы ... Пока не знаем, как выглядит детский дом, но когда увидели, то сразу догадались: оранжевые стены, кованые ворота, чисто и опрятно ...
Нас встречает сестра Магдалина - основательница и главная покровительница детдома. Наспех накрывает обед, потому что должна ехать за детьми в школу, чтобы везти их в Кобеляки к стоматологу. Андрюшу еще и на футбол. Он играет в юношеской команде «Лидер». Накладывает в банки гречку с сардельками, потому что после стоматолога не сразу смогут поесть ... По дороге сестре еще предстоит захватить соседку Анну с мешками семян подсолнечника, чтобы отвезти ее в Кобеляки - на масляный пресс. Пани Анна помогает сестрам чем может, и монахини тоже не остаются в стороне ее хлопот.
Едем в Кобеляки вместе.
Сестра Магдалина и сестра Прасковья занимаются шестью детьми. Одиннадцатилетний Андрейка - единственный мальчик в этой семье. За год, с тех пор здесь живет, физически и морально окреп ...
- Тебя сестры заставляют работать дома? - Интересуюсь, я когда садясь в машину.
- Да, - говорит, - умываться, кровать застилать, в комнате уборку сделать, в воскресенье утром вставать на Службу Божью ...
Нас разобрал смех.
Сначала сестра везет подсолнух на масло. Затем едем к стоматологу. Ей приходится познавать все стороны материнства. У восьмилетней Марии болит зуб, она плачет, капризничает. Андрея показывают стоматологу заодно.
Пока стоматолог осматривает мальчика, сестра решает по городу другие вопросы: аптека, магазин, оплата услуг ... В 16.00 доставляет парня на футбол.

«Так захотел Бог"

Сестру Магдалину ее подопечные зовут «мамой». Признаюсь, никогда не слышала, чтобы монахиню так называли. Занятия с детьми и являются ее работой. Ее напарница сестра Прасковья работает в местном медпункте фельдшером, поэтому основные хлопоты ложатся на сестру Магдалину.
На вопрос, почему сестра Магдалина выбрала такой род занятий, отвечает: «Так захотел Бог!»
- Сюда нас пригласил отец Андрей Буняк, который служил в селе (ныне он в Кобеляках). Сказал, что увидел большое красивое здание, в котором, по его убеждению, должны жить дети, и ими должны заниматься сестры. Мы долго молились, работали и реализовали это.
В Деменках сестра Магдалина уже семь лет. Сначала было нелегко, ведь людям пытались насадить советские шаблоны о униатах ... Кто пойдет к униатам, то сразу попадет в ад, говорил на проповеди один местный батюшка ...
Перед Деменками монахиня более двух лет служила в Италии, жила в доме на берегу моря.
- Да, там хорошо, но мне не очень нравилось. Хотелось истинного служения - чего-то такого, как здесь.
Сестра с Марией и Андреем вернулись домой поздно вечером. Остальные дети ждали маму дома ...
Пока дети работали над домашними уроками, а сестры готовили ужин, мы с коллегой успели посетить отца Василия Улишак - священника в Деменко и окружающих селах. Сейчас он строит здесь храм ... Но пока храм строится Литургии совершаются в часовне дома «Милосердие». А еще пообщались с детьми. Все они - из неблагополучных семей. Но в доме «Милосердие» все это «неблагополучия», связанное с алкоголизмом родителей, отошло на второй план, забылось ...
Сестра просит кого-то из нас помочь Андрею по уроку истории, отозвался мой коллега Роман - историк по образованию.
- Дети зовут вас «мамой». Что для вас это значит? - Интересуюсь у сестры Магдалины.
- Сначала даже не думала, что мне придется быть мамой ... Когда начинали это дело, то Господь посылал нам добрых людей - спонсоров. Даже не знаю, откуда те благотворители брались. Некий господин по имени Андрей ежемесячно посылал нам по одной - три тысячи гривен ... Много помогал владыка Степан (Менек). Как-то приехал к нам отец Петр Криницкий и сказал мне: начинайте молиться за дар материнства, потому что здесь будут дети, и этот дар вам очень будет нужен ... Когда приходим в монастырь, то отрекаемся от рождения детей. Наши три обеты - послушание, убожество, чистота. Я чувствовала себя монахиней, и никогда не думала о материнстве. Но послушала отца и начала молиться. Сначала думала, что это не мое, что это не мое призвание. Господь распорядился иначе и поручил мне это ... Смотрела на Богородицу, как она держит Иисуса на руках, и просила, чтобы научила меня быть хорошей мамой. Наблюдала за мамами - как они обращаются с детьми ... И когда к нам пришла Лена, я уже была готова. Она сама начала называть меня «мамой», хотя никто от нее этого не требовал. Но я уже была готова, и для моих ушей это было приемлемо. Не скажу, что я уже такая идеальная и полностью заменяю им мать ...
Монашеское призвание, то сестра почувствовала его еще 15 лет.
- Не жалеете, что пошли по этому пути, ведь могли как-то иначе служить Богу?
- Не жалею. Если я уверена, что это Божья воля, то буду идти по этой дороге до конца.
- Что отмечали для себя, когда наблюдали за мамами?
- Различные детали ... Тот позитив, который они излучают ... Нравилось, как мама по телефону мягко напоминает ребенку, что он должен сделать: чтобы не забыла лекарство принять, чтобы не была голодная ...

«Я сама учусь с детьми»

- Но не все матери такие ... Ваши дети что-то вспоминают из жизни с родителями?
- Да, иногда рассказывают. Но больше я вижу то воспитание как результат ... Например, мне долго приходилось объяснять, что нельзя уходить из дома, ничего не объяснив - просто взять и уйти. Они ведь в прошлом привыкли, что за ними никто не смотрит, и они могут делать, что угодно.
- Что было самое трудное, когда начали воспитывать детей?
- Сначала Леночку трудно было утром поднять в школу. Она никак не хотела вставать, плакала ... Я чувствовала себя каким-то палачом, когда приходилось поднимать ребенка с кровати ... Потом я подумала, а может, я ее неправильно бужу. И начала будить иначе. Говорила нежные слова: солнышко, вставай, смотри, уже день пришел, а ты знаешь, что тебя сегодня ждет ... И знаете, проблема с поднятием отпала. Ведь дети любят, когда к ним ласково говорить, хотя мне самой это было довольно необычно ... Нам очень помогала совместная молитва.
- Обязательно должны воспитать детей в греко-католическом духе?
- Нет, не обязательно! .. Когда соответствующая государственная служба решала, давать мне детей, меня спрашивали, будут ли дети иметь свободу религиозного выбора. После 14-ти лет ребенок сам может выбирать, кем он хочет быть: православным, католиком, протестантом ... Важно, чтобы был хорошим верующим. Все наши дети ходят в церковь, кроме Эстер. Она не признает ни одной церкви ... Но к ней мы относимся с пониманием, у нее сейчас подростковый возраст, и она бунтует против всего, к тому же имела тяжелое детство. Точнее, совсем его не было, потому что мама пила, а Эстер сама ухаживала за меньшими детьми и вела хозяйство.
С Эстер монахиням было очень сложно. Помогла психолог Софья, которая несколько раз в неделю занималась с девочкой.
- Всю злость, которую Эстер имела на свою маму, она переводила на меня и на сестру Параскеву, а также на других детей, - рассказывает сестра.
Заботиться о шестерых детей, один из которых имеет ДЦП и каждый - психологическую травму от родных родителей, - дело не из легких. Поэтому люди в селе помогают сестрам как могут. Учителя приходят делать с детьми домашние уроки. Кто-то помогает с определенными хозяйственными делами ... И таким образом люди, принадлежащие к Греко-Католической Церкви ...
- Знаю, что весомого результата от воспитания пока не увижу. Наша настоятельница говорит, что воспитание - такой труд, результаты которой увидишь лет через десять. Хотя изменения, конечно, уже есть.
Никто из родителей за все время, с тех пор как государственная служба забрала у них детей, не приехали хотя бы увидеться с ребенком ...
- Что нового вы научились с детьми? - Спрашиваю сестру.
- Много нового. И еще учусь ... Мне Бог посылает всевозможные сюрпризы. Постоянно должна искать новые методы и подходы. Самое главное побороть нежелание, безразличие ребенка к чему-то, что обязательно надо сделать ... Трудно наблюдать, что они чувствуют себя не такими, как все другие дети. В школе и учителя, и одноклассники на них по-другому смотрят ...
- Хватает ли вам средств, которые выделяет государство?
- Знаете, в последнее время в притык. Я же стараюсь тоже что-то отложить каждому ребенку на будущее, чтобы как выйдут из дома, не были голые-босые.

«Я ее жду, а она не приходит»

Нам пришлось заночевать в доме «Милосердие». Я разделяю комнату с восьмилетней Марией. Девочка рассказывает мне сказку про Колобка. Постепенно переходит на рассказ о своем родном доме и о родной маме.
- Ты бы хотела ее увидеть?
- Да, очень-очень. Я ее жду, но она не приходит.
- Она пила водку?
- Да, и коньяк, - искренне отвечает Маричка, и видно, что не понимает, что именно из-за водки и коньяка ее не воспитывает родная мама ...
... Мы возвращались с Деменко, полны оптимизма. У деток, что, по сути, остались без родителей, есть надежда. Также подумалось о миссии Церкви. Если Церковь хочет иметь своих верных на этих территориях, то, наверное, надо двигаться именно таким путем, который выбрали сестры Магдалина и Параскева.

Оксана Клымончук
Фото Романа Малка
http://news.ugcc.ua/articles/yak_monahinya_stala_mamoyu_dlya_chuzhih_d%D1%96tey_75619.html

No comments:

Post a Comment